‘Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.’
Книга Премудрости Соломона 3, 1
В наши дни многие ищут духовника. Духовники сегодня есть, но они не открыты многим людям. Да и к тем, которые сами себя выдают за духовников, есть вопросы… .
Что важно понимать:
Отношения между старцем и учеником, отрекшимися от мира и живущими на горе вдали от мира, о которых мы читаем в житиях святых, это одно. Семейные люди, ходящие в школу и на работу, занимающиеся спортом, смотрящие телевизор, слушающие мирские песни, имеющие страничку в фейсбуке, ходящие купаться на общественный пляж… это другое.
У нас ко всему должен быть трезвенный духовный подход с рассуждением. Нужно принимать во внимание образ жизни человека семейного и социально активного в одном случае, и человека отрёкшегося от мира, в другом. Иначе получиться ‘имитация православия’ и ‘игра в послушание,’ что, в свою очередь, неизбежно приведёт к духовным проблемам.
Среди святых есть преподобные, есть праведные, есть мученики есть и страстотерпцы. Святой Серафим Саровский – преподобный, он отрёкся от мира, принял монашество и подвизался в лесу. Святой Иоанн Кронштадский – праведный, он жил в миру. Оба святые. Пути, во многом, разные.
Наш путь – чаще всего это наш крест данный от Бога. Путь для прихожан, для мирян – это путь праведных, мучеников или страстотерпцев.
Монахи, чтобы стать преподобными, должны стараться подвизаться в монастырях.
Миряне должны читать, в том числе и монашескую литературу, для ориентира, не для буквального подражания. Подражание должно быть в разумную меру обусловленную реальным образом жизни человека семьянина. Грустно будет смотреть если муж, прочитав о святых столпниках, залезет на столп и будет там молиться неделями, пока его не уволят с работы, а жена, прочитав о великих постниках, начнёт есть раз в неделю, уморив себя и домашних.
Всё должно быть в своё время, на своём месте, разумно, в меру и по силам! Молитва, пост и послушание должны соответствовать образу жизни. Подражать нужно трезвенно и смиренно, святым, которые жили как мы. Духовное руководство, как правило, нужно иметь у таких, которые ведут образ жизни, такой же, как и мы.
Молитва отшельника и молитва многодетной матери во многом схожи, но есть и объективные отличия. Открытость сердца, внимание, смирение в молите – это наше общее. Но, посмотрев с семьёй вечерний фильм, заниматься сердечной молитвой с дыханием – несколько преждевременно и не совсем уместно.
Иисусова молитва в миру должна быть, она даже может стать самодвижущейся, но исихазм и созерцания – как правило, удел другого образа жизни.
Духовник, в отличие от простого священника на приходе, это более серьёзный уровень отношений. Чтобы дорасти до духовника, особо ревностному мирянину, нужно для начала, годами без пропусков, соблюдать многодневные и однодневные посты, молитвенное правило, читать Евангелие дня и послания апостолов вместе с церковью в соответствии с указаниями церковного календаря, исповедоваться и причащаться. Причём, прихожанин должен это делать на столько, чтобы в любой момент он смог своё правило удвоить. А кто из нас может, положа руку на сердце сказать, что мы хотя бы за последние несколько лет, ни разу не пропустили утренних и вечерних молитв, полного правила ко причастию, поста в среду и пятницу, всех многодневных постов, ни дня не провели без чтения Евангелия и причащались как минимум раз в три недели и на все двунадесятые праздники без пропусков? А если мы обычную приходскую практику не можем осилить – не рано ли нам серьёзный духовник?
Разумный путь и цель мирян, в основном, это подражание святым прославленным в лике праведных. Нужно не бояться и не тяготиться ‘скучной приходской рутины,’ но дать ей, в постоянстве, ‘отполировать‘ свою душу для Царствия Небесного.
Конечно, прожив семейной жизнью, некоторые сподобились и отречения от мира уйдя в монастырь став преподобными, но планировать такое – не понимая, что с годами мы практически необратимо ‘цементируемся’ в рефлексах и привычках выработанных нашим жизненным путём, забыв о внуках, правнуках – несколько самонадеянно и может иногда даже быть искушением и отвержением данного Богом креста. Нужно помнить, что с креста не сходят, с него снимают.